Прокат и аренда легковых автомобилей Новосибирск



На главную

Методика обучения автоделу в средней школе:


Содержание
Особенности проверки при помощи тестов
Выборочные тесты в виде билетов
Автоматизированный тестовый контроль
Учебно-наглядные пособия
Технические средства информации
Технические средства обучения (ТСО) и контроля (ТСК)
Обработка исходной информации по автоделу
Общее устройство автомобиля
Общее устройство двигателя
Ходовая часть автомобиля
Шины
Рулевое управление. Тормоза.
Основные положения по технологии технического обслуживания
Практические занятия по техническому обслуживанию автомобиля
Номенклатура основных операций технического обслуживания
Экскурсия «Зона ежедневного обслуживания»
Организация обучения вождению
Учебный автомобиль
Знаки приоритета и предписывающие
Запрещающие знаки
Информационно-указательные знаки
Знаки сервиса и дополнительной информации
Дорожная разметка и ее характеристики
Сигналы светофора
Сигналы регулировщика
Предупредительные сигналы
Скорость движения и дистанция
Перевозка людей и грузов
Разбор случаев ДТП
Анализ водителем своих действий
Ремонт сельскохозяйственной техники
Методы упрочения деталей

Рациональное применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения


Выбор конкретных моделей ТСУП и разновидностей УНП определяется видом учебной деятельности, для которой они предназначаются, целями обучения по качеству усвоения (определяется уровнем усвоения), по универсальности умений и навыков (характеризуется типом ориентировочной основы действия). Выбор решающим образом зависит, конечно, и от условий, в которых предполагают проводить обучение, т. е. от принятой дидактической системы, и от того, какие именно ТСУП и УНП могут быть в распоряжении преподавателя.

Рассмотренные выше классификация и краткие сведения о наглядных пособиях и технических средствах могут помочь определить дидактические возможности каждого вида. Однако знание классификации не гарантирует при выборе от ошибок, которые выражаются часто в недооценке или преувеличении возможностей УНП и ТСУП. Поясним это на одном из типичных случаев выбора. Представим себе ряд находящихся в нашем распоряжении УНПИ и ТСИ: плакат, классная доска, диапроектор, кино, внутреннее телевидение. Нам нужно показать учащимся явление, которое происходит в данный момент вне аудитории, например ситуацию дорожного движения, связанную с повышенной опасностью. Здесь незаменимо телевидение. А если нужно показать процесс в динамике, причем по времени он не совпадает с занятием, должен быть показан во многих группах и даже в нескольких учебных заведениях? В этом случае мы выберем кино.

Диапозитивы и плакаты близки по возможностям статичного показа. Однако плакат, вполне пригодный при использовании в малой аудитории, не виден учащимся, сидящим на дальних рядах большой аудитории. В такой аудитории будем применять диапроектор. Предпочтение диапроектору мы отдадим и при необходимости показа в течение короткого времени большого количества изображений – с плакатным хозяйством в этом случае сложнее оперировать. Но и плакаты, и диапозитивы неудобны в тех случаях, когда ученики по ходу занятия должны сделать простую зарисовку. В этом случае ничего нет лучше традиционной классной доски. Надо только преподавателю научиться работать на ней так, чтобы учащиеся, не затрачивая времени впустую, рисовали бы или чертили вместе с ним. Преподаватель при этом, выполняя чертеж на доске, должен сопровождать его речевыми пояснениями.

Возвратимся теперь к исходному пункту нашего примера.

Имея в своем распоряжении набор УНПИ и ТСИ, нужно начинать выбор с самого простого – с классной доски. Если выполнить на ней нужное изображение слишком сложно, если у учащихся или у преподавателя может возникнуть простой, откажемся от доски, посмотрим, нельзя ли обойтись плакатом или диапозитивом. И только в том случае, когда статичная проекция нас не устраивает, следует обратиться к кино или телевидению. Выбор должен идти по принципу от простого к сложному, и останавливаться нужно на том средстве, которое необходимо и по своим дидактическим возможностям достаточно для реализации поставленных преподавателем целей.

Показанный путь выбора помогает решить в определенной степени и проблему дефицита технических средств. Рассмотрим это на примере выбора средств для автоматизации проверки и регистрации результатов выборочного тестового контроля. Представим себе, что для этого мы располагаем не только любым из простейших способов (листки-рапортички, матрицы-шаблоны, контрольные бланки), но еще и групповым комплектом «Огонек» и автоматизированным классом. Что выбрать? Действуя в соответствии с предложенным принципом от простого к сложному, мы остановимся на одном из простейших средств, причем при наличии у школы возможности размножить контрольные бланки – именно на них, если такой возможности нет, научим учащихся и поручим им самим сделать для себя матрицы, а преподаватель подготовит шаблоны.

Может возникнуть сомнение в правильности такого выбора: не увеличится ли время проверки при помощи контрольного бланка по сравнению, например, с автоматизированным классом? Не облегчится ли для учащихся расшифровка кодов? Проведенные нами опыты показали: время проверки не увеличивается, а, если учесть регистрацию результатов в ведомости, даже уменьшается. Способ контрольных бланков дает возможность применить больше кодов, чем, например, в автоматизированном классе «Аккорд», во много раз. Кроме того, в автоматизированном классе нужен специальный лаборант, и стоит класс дорого (от трех до девяти тысяч рублей), на питание класса расходуется значительное количество электроэнергии.

Вывод ясен: автоматизированный класс надо использовать для программированного обучения; для выборочного тестового контроля годятся простейшие способы.

Часто преподаватели стремятся использовать технические средства из-за их чисто внешней привлекательности. Пример такого ТСИ – кодоскоп. Этот проектор позволяет преподавателю, поворачиваясь спиной к аудитории, заменить доску экраном.

Все преподаватели, познакомившись с кодоскопом, стремятся получить его и установить в своей аудитории. Но период увлечения длится недолго. Действительно, рисуя на ленте, преподаватель стоит лицом к аудитории. Но он все равно не наблюдает за ней, так как внимание занято изображением. А обращаясь к экрану, где спроецировано изображение, он вынужден вести объяснения, так же как и у доски, вполоборота к аудитории. Преподаватель, имеющий навык работы на доске, тратит на изображения на ней столько же времени, сколько и на кодоскопе. Опыт показал, что применение кодоскоиа только как эстетически современного заменителя обычной доски не имеет смысла. Его следует использовать для изображений, наращиваемых по способу аппликаций, а также как заменитель диапроектора. Освоив кодоскоп, преподаватель снова возвращается к доске, а кодоскоп использует как заменитель диапроектора, позволяющий еще более просто изготовить диапозитивы.

Выбор технических средств при приобретении, а также разработку новых технических средств нужно основывать на следующих требованиях.

Удобство управления. Пример технического средства, удовлетворяющего этому требованию, – диапроектор ЛЭТИ, у которого на длинном кабеле смонтирована указка, на рукоятке которой имеются кнопки перемещения кадров. В современных кадропроек-торах предусмотрены дистанционная смена слайда и фокусировка.

Простота подготовки технических средств к работе и минимальные затраты времени на подготовку. Пример выполнения этого требования – диа- и кадропроекторы, имеющие простые и быстродействующие кассеты.

Надежность работы технических средств особенно важна в период их введения в учебный процесс, так как всякая неполадка или отказ вызывает отрицательное отношение к техническим средствам и у преподавателей и у учащихся, может привести к срыву запланированного хода занятия. Вероятность безотказной работы прибора должна быть не менее 0,98.

Возможность работы в условиях обычного учебного помещения. Следует отдать предпочтение тем проекторам, которые при прочих равных условиях могут обеспечить хорошую видимость изображения на экране в условиях нормально освещенной аудитории.

Отсутствие световых и звуковых помех при работе. Например, шум, создаваемый вентилятором охлаждающего устройства проектора, не должен отвлекать слушателей. Допустимым в аудитории считается шум в пределах 50 дБ.

Возможность подготовки материалов, необходимых для данного технического средства, в условиях учебного заведения или использования централизованно выпускаемых и доступных для приобретения материалов. Например, подготовка изображений на ленте кодоскопа под силу любому преподавателю, изготовление диафильмов и слайдов доступно любой школьной или личной фотолаборатории.

Значительно большие сложности представляет сегодня подготовка стереодиапозитивов, мaтеpиaлoв для устройств, использующих принцип голографии, и пр.

Масса переносных устройств должна быть не более 9 кг.

Стоимость устройства должна быть невысока.

Первоочередная задача руководства и педагогического коллектива любого учебного заведения – обеспечить учебный процесс учебно-наглядными пособиями и техническими средствами в достаточных количестве и номенклатуре. Вместе с этим необходимо провести большую организационную и учебно-методическую работу, обеспечивающую высокую эффективность их применения.

Прежде всего, необходимо ликвидировать психологический, барьер, мешающий пока еще многим преподавателям широко и успешно применять технические средства. Для этого проводят обучение преподавателей дидактическим основам и практическим навыкам их применения. Наиболее приемлемые формы такого обучения – семинары, обмен опытом.

Необходимо наладить правильный учет применения технических средств каждым преподавателем. Его следует вести не только по количеству случаев применения ТСУП, но и по дидактической целесообразности в соответствии с целями обучения и условиями проведения занятий.

Следует позаботиться и о повышении использования ТСУП по времени. Сейчас во многих школах и комбинатах даже переносные технические средства рассредоточены по отдельным кабинетам и аудиториям. В результате некоторые преподаватели просто лишены возможности использовать их на своих занятиях. Часто приходится встречаться с парадоксальным положением: при жалобах на недостаток технических средств они используются не более чем на 10%. Их профилактическим обслуживанием и ремонтом никто не занимается систематически, в результате они часто выходят из строя. Поэтому следует внимательно отнестись к опыту ряда учебных заведений: централизации всех мобильных ТСУП и УНП в одной специальной лаборатории, работники которой по заявкам преподавателей доставляют пособия и технические средства на занятия, следят за их использованием и состоянием, ведут учет их использования. На очереди создание в каждой аудитории условий для комплексного использования технических средств при управлении всеми устройствами с централизованного пульта преподавателя.

В каждой школе должны быть созданы условия для изготовления диафильмов (диапозитивов), плакатов, макетов. На основе кооперирования следует создавать межшкольные киностудии для изготовления учебных фильмов, в частности по автоделу.


Читайте также:
Оборудование аудитории
Лаборатория обслуживания автомобилей и мастерская




+7 (383) 2-135-143

ул. Жуковского, дом 102

ост. Зоопарк

avto-prokat@list.ru


Авто в прокате:


Honda Fit

Цена: 1300 руб./сутки


Nissan Sanny

Цена: 1300 руб./сутки


Mitsubishi Lancer

Цена: 1400 руб./сутки


Toyota HiAce Regius

Цена: 2800 руб./сутки