Прокат и аренда легковых автомобилей Новосибирск



На главную

Как стать
надежным
водителем:


Содержание
Качества надежного водителя
Какие ДТП случаются на дорогах
Эмоциональное состояние водителей
Факторы, ведущие к ДТП
Технические факторы ДТП
Психологические источники ошибок
Водительская этика помогает быть терпимее
Утомление и монотонность, приемы профилактики
Дорожный гипноз вводит водителя в состояние сна
Преодоление состояния тревожности
Спиртные напитки и медикаменты запрячем подальше
Состояние алкогольного опьянения – не друг водителю
Биологические ритмы бодрствования и сна
Критические дни водителя
Факторы, влияющие на внимание водителя
Комплекс д'Артаньяна или просто бесшабашность
Плотность контроля ГИБДД
Выбор оптимальной скорости движения автомобиля
Соблюдается ли безопасная дистанция движения
Наезды на пешехода не останутся незамеченными
Внимание! Дети на улице!
Аварийная ситуация глазами психолога
Водитель должен демонстрировать адекватное поведение
Психологический профессиональный отбор водителей
Ремонт сельскохозяйственной техники
Методы упрочения деталей

Реакция водителя в экстренных условиях


Уровни ситуативной готовности. В зависимости от степени усложнения дорожно-транспортной обстановки ситуативная готовность к экстренному действию должна иметь различные степени интенсивности. При этом можно выделить уровень повышенной и максимальной готовности.

Повышенная ситуативная готовность требуется от водителя в стесненных условиях движения. Выражается такая готовность в полном сосредоточении внимания на дороге, отказе от каких бы то ни было разговоров, а также в собранности и подтянутости позы. Если отсутствует объективная необходимость в срочном прибытии в пункт назначения, то в этих условиях водитель, кроме всего прочего, снижает скорость.

ГИББ всегда на страже Максимальная готовность к экстренному действию необходима в тех случаях, когда дорожно-транспортная обстановка приобретает сложный характер. В этих условиях водитель обычно снижает скорость и принимает выжидательную установку: выключает сцепление (или ставит рычаг переключения передач в нейтральное положение), используя движение автомобиля накатом. При дальнейшем обострении ситуации правая нога заранее перемещается на педаль тормоза. В критический момент достаточно будет переместить стопу вперед, чтобы педаль оказалась утопленной. Готовясь к этому моменту, водитель нередко заранее определяет, каким он может быть, например: «Еще три секунды. Если он (водитель слева) не затормозит, то тогда тормозить буду я... Мгновенно, но по возможности плавно...». Соответствующая настройка на молниеносное действие осуществляется в это время и на физиологическом уровне (т. е. организмом водителя). Подготовляется необходимый нервно-двигательный импульс, повышается мышечный и сосудистый тонус, увеличивается концентрация сахара в крови, происходит ряд других органических процессов.

Бесценные мгновения. Решающую роль в преодолении аварийной ситуации играет скорость реакции водителя. Шутка сказать – раньше на полсекунды нажать на тормоз. При скорости движения 60 км/ч это означает сокращение остановочного пути на 16 м. И это в условиях, когда каждый лишний метр намного увеличивает вероятность катастрофических последствий.

Однако сущность экстренного действия нельзя сводить исключительно к фактору скорости. Не меньшее значение имеет правильность решения, принятого водителем, то, какой из возможных вариантов действий будет выбран в данной ситуации. Решение, принимаемое водителем в условиях аварийной ситуации, – это всегда выбор. Важность этого фактора раскрывается при сравнении времени реакции, осуществляемой в лабораторных условиях (ВРл) и в условиях реального вождения (ВРр).

В лабораториях (а также в автошколах и автомотоклубах) обычно измеряют так называемую тормозную реакцию. Водитель садится в кресло на специальном испытательном стенде и ставит правую ногу на педаль «тормоза». В находящемся перед ним светофоре зажигается желтый предупреждающий сигнал. Он должен вызвать у водителя состояние максимальной ситуативной готовности к нажатию на педаль. И как только (спустя 1–5 с) появляется красный командный сигнал, испытуемый старается молниеносно это сделать. Электронный миллисекундомер фиксирует время, истекшее с момента появления этого сигнала до начала нажатия на педаль. Это и есть ВРл, которое колеблется в диапазоне 0,35–0,55 с. Что это значит? Один раз у водителя получается более быстрая реакция, в другой – более медленная. В среднем может получиться 0,42 с. Среднее время ВРл разных водителей составляет примерно 0,38–0,50.

Диапазон сравнительно небольшой. Он гораздо меньше того диапазона, который обнаружился бы в том случае, если бы можно было зафиксировать время реакции разных водителей в процессе преодоления одной и той же аварийной ситуации на дороге. Такую статистику получить, конечно, невозможно, но наблюдения специалистов с несомненностью говорят о весьма большом диапазоне ВРр по отношению к разным водителям . Чем же это объясняется?

Дело в том, что ВРл, во-первых, относится к так называемой простой реакции, когда на один определенный сигнал (в данном случае на красный свет светофора) нужно ответить одним определенным действием (нажатием на определенную педаль). Во-вторых, такая реакция осуществляется после специального предупреждения. Иными словами, здесь все однозначно предопределено за исключением момента появления командного сигнала. Испытуемый ничего не выбирает, следовательно, ему не приходится принимать какое-либо решение. Задача сводится к максимальному напряжению внимания в течение сравнительно короткого отрезка времени и к мгновенному выполнению простейшего движения ногой. Не удивительно, что в этих условиях диапазон межиндивидуальных различий оказывается минимальным.

В реальных же условиях вождения реакция получается куда более сложной, требующей выбора из нескольких возможных вариантов действия. Во-первых, нет четко выраженного предупредительного сигнала (в некоторых случаях дорожно-транспортная обстановка как будто вообще не предвещает каких бы то ни было осложнений), во-вторых, препятствия, требующие от водителя экстренных действий, отличаются значительным разнообразием и, в третьих, сами эти действия, как уже отмечалось, могут быть трех типов. К этому следует добавить сильный эмоциональный стресс, вызванный осознанием внезапно возникшей грозной опасности.

Между показателями ВРл и ВРр отдельного водителя нет строгого соответствия, т. е. можно показать очень высокую скорость реакции на испытательном стенде в лаборатории и проявить крайнюю медлительность при реагировании на внезапно возникшее на дороге препятствие. Почему? Кратко можно ответить так: в основном из-за различий в сопротивляемости воздействию стресс-факторов.

Неватехникойл моторные масла и смазки оптом nezamoptom.ru.


Читайте также:
Аварийная ситуация глазами психолога
Типы неадекватного поведения водителя
Водитель должен демонстрировать адекватное поведение



+7 (383) 2-135-143

ул. Жуковского, дом 102

ост. Зоопарк

avto-prokat@list.ru


Авто в прокате:


Honda Fit

Цена: 1300 руб./сутки


Nissan Sanny

Цена: 1300 руб./сутки


Mitsubishi Lancer

Цена: 1400 руб./сутки


Toyota HiAce Regius

Цена: 2800 руб./сутки