Прокат и аренда легковых автомобилей Новосибирск



На главную

Как стать
надежным
водителем:


Содержание
Качества надежного водителя
Какие ДТП случаются на дорогах
Эмоциональное состояние водителей
Факторы, ведущие к ДТП
Технические факторы ДТП
Психологические источники ошибок
Водительская этика помогает быть терпимее
Утомление и монотонность, приемы профилактики
Дорожный гипноз вводит водителя в состояние сна
Преодоление состояния тревожности
Спиртные напитки и медикаменты запрячем подальше
Состояние алкогольного опьянения – не друг водителю
Биологические ритмы бодрствования и сна
Критические дни водителя
Факторы, влияющие на внимание водителя
Комплекс д'Артаньяна или просто бесшабашность
Плотность контроля ГИБДД
Выбор оптимальной скорости движения автомобиля
Соблюдается ли безопасная дистанция движения
Наезды на пешехода не останутся незамеченными
Внимание! Дети на улице!
Аварийная ситуация глазами психолога
Водитель должен демонстрировать адекватное поведение
Психологический профессиональный отбор водителей
Ремонт сельскохозяйственной техники
Методы упрочения деталей

Вторичная беспечность также опасна как первичная


беспечность
Как свидетельствует статистика, накопление профессионального опыта не сопровождается пропорциональным сокращением количества допускаемых аварий. Наоборот, непропорционально много дорожно-транспортных происшествий приходится на долю водителей со стажем не менее одного года.

Во многом это объясняется так называемой вторичной беспечностью. Дело в том, что водитель может постепенно привыкнуть к опасности. Не в том смысле, что он перестает испытывать перед нею страх (такая тенденция сама по себе должна оцениваться положительно), а в том, что у него постепенно вообще исчезает чувство осторожности – он все реже и реже вспоминает об угрожающих факторах. Возросла уверенность в себе, изменилось представление о своем Я. Во всем прошлом опыте не было каких-либо серьезных происшествий. И вот бдительность, осторожность постепенно уступают место самоуверенности и небрежности. В этих условиях складывается почти парадоксальное соотношение психологических факторов, когда острая, с большим напряжением преодоленная аварийная ситуация оказывается для данного водителя счастливым случаем – ведь она пробуждает в нем уснувшую было бдительность и тем самым делает менее вероятными последующие происшествия, каждое из которых могло бы иметь фатальные последствия. Впрочем, есть еще одно эффективное «лекарство» против вторичной беспечности – периодические упражнения по преодолению аварийных ситуаций, моделируемых на тренажерах, а также в условиях автодромов.

«Если нельзя, но очень хочется...». Целесообразно рассмотреть два типичных нарушения Правил дорожного движения.

Водитель проигнорировал знак 2.5 («Движение без остановки запрещено»). Согласно его собственному описанию, далее события разворачивались следующим образом:

«Я сразу поняла, что свистят мне.

– Почему нарушаете? Как же так: без остановки, не оглядевшись, сразу – на проспект? Да вы что!..

– Так ведь обзор хороший, товарищ начальник. Ни одной машины. Зачем же зря тормозить...

– А знак? Висит же знак!

– Но зачем же подходить так формально?..

– Знак есть знак. Надо его уважать. Правила забыли. Придется сходить на лекцию. Освежить знания.»

...Две разделительные Полосы продолжаются и на перекрестке с второстепенной дорогой. Ясно: поворот налево здесь запрещен. Однако водитель игнорирует этот запрет. Оправдание перед собственной совестью, а заодно и перед инспектором ГИБДД: зачем подходить к этому вопросу формально? Зачем зря тратить время на объезд? Ведь перекресток хорошо просматривается и поблизости никаких транспортных средств нет.

Следует вникнуть в сущность всех этих возражений против «излишнего формализма». С одной стороны, Правила действительно во многих случаях предоставляют водителю самому определять границы, в пределах которых его маневр не будет помехой для других участников движения и не представит опасности для него самого. Это относится, в частности, к обгону, определению оптимального интервала при движении в колонне, регулированию скорости движения в зависимости от дорожных условий (в пределах установленных ограничений). Но, с другой стороны, отсюда вовсе не вытекает, что водитель всегда вправе решать, руководствуясь лишь собственной оценкой ситуации, когда тот или иной маневр будет представлять собой опасность, а когда не будет. Существует определенный круг ограничений и запретов, которые должны неукоснительно соблюдаться при любых обстоятельствах.

Правила ограничивают круг тех ситуаций, когда вопрос о безопасности данного маневра решает только водитель, поскольку водитель может ошибиться в восприятии и оценке дорожной ситуации. Поэтому там, где такие ошибки наиболее вероятны и опасны, следует просто исключить их вероятность путем соответствующих ограничений, налагаемых на права водителя. На решение водителя влияют не только сугубо интеллектуальные факторы (восприятие, память, мышление, воображение), но и эмоциональные, прежде всего стремления, хотения и т. п. Причем последние нередко оказываются гораздо сильнее доводов рассудка. Для характеристики такого рода факторов юмористы придумали формулу: «Если нельзя, но очень хочется, то... можно».

Как это происходит. Понимают ли те, кто всецело находятся во власти своих эмоций, что своими действиями они подвергают неоправданному и очень высокому риску человеческие жизни, в том числе собственную? Наверное, не полностью. Во всяком случае в момент нарушения того или иного правила нравственное значение этого акта, равно как и все доводы в пользу осторожности, вытесняются из сферы сознания. «Да, этого делать нельзя, это запрещено таким-то пунктом Правил, – мельком проносится в голове нарушителя, но тут же в сознании воцаряются, начинают доминировать совершенно другие суждения: «Да чего там... Авось, обойдется... Зато сейчас вот я уже буду у цели...». Тем более, что, как показали исследования психологов, «интенсивная потребность в определенных условиях может оказывать воздействие на предметное содержание восприятия и изменять его в направлении ситуации, необходимой для ее удовлетворения». Иными словами, сильное желание, овладевшее нарушителем, преувеличивает оценку шансов на его благополучное удовлетворение.

Ошибки в восприятии и оценке дорожно-транспортной ситуации не могут быть оправданы никакими доводами, если они порождены лишь одной причиной – необузданным хотением. Мы имеем здесь дело с одной из опаснейших разновидностей своеволия. Своевольный человек – это человек необузданных желаний, лишенный необходимых сдерживающих механизмов, самодисциплины. Он не считается с обстоятельствами, не желает и не привык согласовывать с ними свои действия прежде всего потому, что не уважает других людей, не испытывает по отношению к ним чувства ответственности. Для него реально существует лишь одно – собственное желание, и оно импульсивно порождает принимаемые им решения. Тех, кто мгновенно отдается во власть сиюминутного импульса, называют бездумными, импульсивными, тех же, кто уступает своему хотению после кратковременных колебаний, – легкомысленными. В практическом отношении различие это несущественное, поскольку в любом случае дело заканчивается нарушением Правил. В целом же и тот, и другой уровень характерны для неразвитой, незрелой психики. Можно сказать, что это инфантильная психика.


Читайте также:
Комплекс д'Артаньяна или просто бесшабашность
Плотность контроля ГИБДД
Выбор оптимальной скорости движения автомобиля



+7 (383) 2-135-143

ул. Жуковского, дом 102

ост. Зоопарк

avto-prokat@list.ru


Авто в прокате:


Honda Fit

Цена: 1300 руб./сутки


Nissan Sanny

Цена: 1300 руб./сутки


Mitsubishi Lancer

Цена: 1400 руб./сутки


Toyota HiAce Regius

Цена: 2800 руб./сутки