Прокат и аренда легковых автомобилей Новосибирск



На главную

Как стать
надежным
водителем:


Содержание
Качества надежного водителя
Какие ДТП случаются на дорогах
Эмоциональное состояние водителей
Факторы, ведущие к ДТП
Технические факторы ДТП
Психологические источники ошибок
Водительская этика помогает быть терпимее
Утомление и монотонность, приемы профилактики
Дорожный гипноз вводит водителя в состояние сна
Преодоление состояния тревожности
Спиртные напитки и медикаменты запрячем подальше
Состояние алкогольного опьянения – не друг водителю
Биологические ритмы бодрствования и сна
Критические дни водителя
Факторы, влияющие на внимание водителя
Комплекс д'Артаньяна или просто бесшабашность
Плотность контроля ГИБДД
Выбор оптимальной скорости движения автомобиля
Соблюдается ли безопасная дистанция движения
Наезды на пешехода не останутся незамеченными
Внимание! Дети на улице!
Аварийная ситуация глазами психолога
Водитель должен демонстрировать адекватное поведение
Психологический профессиональный отбор водителей
Ремонт сельскохозяйственной техники
Методы упрочения деталей

Преодоление состояния тревожности


Опасные психические состояния можно разделить на умственные (так называемое внутреннее внимание) и эмоциональные (тревожность). Что представляют собой эти состояния и какими способами их можно преодолевать?

Внимание, которого у водителя не должно быть. Речь идет о внимании к внутренним объектам, т. е. о сосредоточении сознания водителя на собственных мыслях и переживаниях. Во многих профессиях, а также в учебной деятельности периодическое переключение внимания на внутренние объекты является совершенно нормальным, более того – необходимым. Важно только, чтобы переключение не имело непроизвольный характер, а подчинялось определенному заранее принятому алгоритму деятельности. Чтобы лучше сосредоточиться, иногда даже закрывают глаза (пусть ни один зрительный раздражитель не входит в сферу сознания, не отвлекает от внутреннего объекта).

девушки за рулем

Совершенно по-иному обстоит дело при управлении автомобилем. Здесь сколько-нибудь длительное переключение внимания на внутренние объекты и преобладание внутреннего внимания чревато серьезными неприятностями. По уровню грозящей опасности это то же, что и «сон с открытыми глазами». Ведь при доминировании внутреннего внимания водитель ничего не видит, не слышит и вообще ничего не воспринимает. Покуда какой-нибудь сильный раздражитель, идущий из внешней среды (громкий звук, сильное подбрасывание автомобиля на ухабе), не вернет его к реальности. Такая поглощенность внутренними объектами случается всякий раз, когда человек испытывает нервно-психическое возбуждение, вызванное самыми различными причинами (неприятностями на работе, семейной ссорой, конфликтом в отношениях с приятелями и т. п.)

Согласно результатам проведенного авторами анкетирования, около 60 % водителей испытывали в своей водительской практике состояние полного отключения внимания от внешних объектов, составляющих дорожно-транспортную обстановку. Вот два типичных высказывания, сделанных в ответ на вопрос: «Случалось ли Вам вести автомобиль в состоянии полного поглощения своими мыслями, которые Вас сильно волновали в этот момент? Если случалось, то насколько благополучно проходили такие рейсы?»: «Да. Только по чистой случайности удалось избежать тяжелых аварийных последствий». «Да. Управление проводилось в «автоматическом режиме», с соблюдением сигналов светофора, но с некоторыми погрешностями в вождении».

Как бороться с непроизвольными отключениями внимания. В состоянии сильной озабоченности каким-либо посторонним по отношению к вождению делом желательно вообще не садиться за руль. Но если отказаться от рейса невозможно, следует принять меры к «торможению» и блокированию отвлекающих мыслей посредством аутогенной тренировки. Так именуется психотерапевтический метод, позволяющий человеку самостоятельно регулировать свое психическое состояние и преодолевать различные неблагоприятные влияния, идущие из внешнего окружения.

Аутогенная тренировка складывается из двух относительно самостоятельных (хотя и взаимосвязанных) этапов: мышечной релаксации (расслабления) и самовнушения. Каждый из этих этапов представлен в излагаемых ниже упражнениях, которые заимствованы из рекомендаций, разработанных для автогонщиков-раллистов.

1. Голова приподнята, руки опущены, мышцы шеи расслаблены. Наклон головы вперед, возвращение в исходное положение, наклон головы вправо, влево, затем назад, каждый раз с возвращением в исходное положение. Повторить два раза. При этом следить за расслабленностью мышц, повторяя про себя: «Мышцы шеи расслаблены». Дыхание глубокое и свободное.

2. Свободно откинуться на сидении, насколько позволяют ремни безопасности, ноги снять с педалей на пол, руки свободно опустить вниз. Мысленно повторить два раза: «Расслабить мышцы рук и ног, мышцы рук и ног расслаблены». Дыхание свободное.

3. Сесть нормально, руки положить на руль. Сделать 3–4 полных вдоха с задержкой выдоха на 2–3 с. Дышать через нос, челюсти крепко сжаты, мышцы лба напряжены.

В чем же секрет успокаивающего воздействия таких упражнений, вся серия которых занимает не более 5 мин? Эффект их основан на тесной двусторонней связи, существующей между нервно-психическим состоянием человека и напряженностью его скелетной мускулатуры. Во сне, когда наша нервная система находится в заторможенном состоянии, расслабленными оказываются и все скелетные мышцы. Когда же наша нервная система приходит в возбужденное состояние, напряжение охватывает и скелетную мускулатуру.

Мышцы при возбуждении нервной системы напрягаются непроизвольно, и люди, как правило, даже не замечают этого. Но отсюда, отнюдь, не следует, что они не могут их произвольно расслаблять вопреки переживаемому нервно-психическому напряжению. Могут, хотя этому нужно специально учиться. Во всяком случае, не у каждого человека это получается с первой попытки: Зато когда получится, сразу же спадает и нервно-психическое напряжение, потому что когда мышцы у человека находятся в расслабленном состоянии, испытывать нервно-психическое возбуждение он не может. Так устроены наш мозг, наша психика.

Ну, а когда спадает нервно-психическое возбуждение, сразу же ослабевает, а затем и прерывается поток мыслей, с которой оно связано. Появляется возможность сосредоточить внимание на предстоящем рейсе и на дорожно-транспортной обстановке.

Состояние тревожности в деятельности водителя. В общем виде тревожность можно определить как мрачное предчувствие неминуемой беды, тормозящее и дезорганизующее деятельность человека. При таком психическом состоянии у водителя происходит сужение зоны внимания, снижается готовность к экстренному действию, возникают провалы в памяти, тормозится работа мышления и нарушается координация движений.

У подавляющего большинства людей тревожность возникает не беспричинно, а является следствием какой-либо опасной ситуации, пережитой в прошлом. Так, водитель, переживший дорожно-транспортное происшествие, может в течение длительного времени испытывать тревожность всякий раз, когда он садится за руль. Такое состояние нередко обусловливает новые аварии – это одна из причин существования водителей-аварийщиков. Иногда тревожность возникает просто в результате длительного перерыва в вождении, поскольку человек теряет уверенность в своих водительских навыках. Впрочем, какое-то их разрушение, ослабление в таких случаях действительно происходит, и здесь необходима специальная восстановительная тренировка.

Наряду с обозначением особого психического состояния, термин «тревожность» нередко употребляют в значении устойчивой черты личности. Иными словами, на свете есть «тревожные» люди. Представители этого типа (психастеники) находятся в состоянии тревожности практически постоянно, независимо от каких бы то ни было конкретных обстоятельств. Такие люди вообще не должны становиться водителями, ибо они неминуемо будут аварийщиками.

Тревожность нередко смешивают с эмоцией страха. Общее между ними заключается в переживании некоторой грядущей беды. Но если страх вызывается восприятием или (воображением) конкретной опасности, которая реально существует, то тревожность – это общее ожидание неблагополучия в данной деятельности или вообще в жизни. Ни с каким конкретным объектом тревога (или тревожность) не связана – это условно-рефлекторная реакция лишь на повторение некоторых элементов, признаков травмирующей ситуации, имевшей место в прошлом. Поскольку страх отражает реальную угрозу, его нужно преодолевать в момент, когда он еще только зарождается, т. е в ситуации непосредственной опасности. С тревожностью же, как общим предчувствием неблагополучия, нужно бороться еще до начала рейса. Какие же приемы могут предотвратить нарастание тревожности?


Читайте также:
Спиртные напитки и медикаменты запрячем подальше
Состояние алкогольного опьянения – не друг водителю
Биологические ритмы бодрствования и сна



+7 (383) 2-135-143

ул. Жуковского, дом 102

ост. Зоопарк

avto-prokat@list.ru


Авто в прокате:


Honda Fit

Цена: 1300 руб./сутки


Nissan Sanny

Цена: 1300 руб./сутки


Mitsubishi Lancer

Цена: 1400 руб./сутки


Toyota HiAce Regius

Цена: 2800 руб./сутки