Прокат и аренда легковых автомобилей Новосибирск



На главную

Как стать
надежным
водителем:


Содержание
Качества надежного водителя
Какие ДТП случаются на дорогах
Эмоциональное состояние водителей
Факторы, ведущие к ДТП
Технические факторы ДТП
Психологические источники ошибок
Водительская этика помогает быть терпимее
Утомление и монотонность, приемы профилактики
Дорожный гипноз вводит водителя в состояние сна
Преодоление состояния тревожности
Спиртные напитки и медикаменты запрячем подальше
Состояние алкогольного опьянения – не друг водителю
Биологические ритмы бодрствования и сна
Критические дни водителя
Факторы, влияющие на внимание водителя
Комплекс д'Артаньяна или просто бесшабашность
Плотность контроля ГИБДД
Выбор оптимальной скорости движения автомобиля
Соблюдается ли безопасная дистанция движения
Наезды на пешехода не останутся незамеченными
Внимание! Дети на улице!
Аварийная ситуация глазами психолога
Водитель должен демонстрировать адекватное поведение
Психологический профессиональный отбор водителей
Ремонт сельскохозяйственной техники
Методы упрочения деталей

Водительская этика помогает быть терпимее


«Золотое правило» нравственности. Движение транспортных средств регулируется не только правилами дорожного движения. Незримым дополнением к ним служит этика водителя. Особенностью этических норм является то, что их нарушение не влечет за собой каких-либо предупреждений, штрафов и т. д.

Единственным наказанием нарушителя является осуждение со стороны окружающих, укоры собственной совести. Но ведь такого рода наказание переживается, как известно, очень болезненно. Совесть же, рассудок постоянно внушают: сегодня ты погрешил против требований профессиональной этики, в результате чего твой коллега-водитель попал в затруднительное положение, а завтра то же самое может случиться с тобой. Безопасное вождение начинается с соблюдения требований профессиональной этики, вежливости и уважения к другим людям. Водитель, у которого вежливость воспитана с детства, задолго до получения водительского удостоверения, и за рулем будет неизменно великодушен, терпим по отношению к партнерам по дорожному вождению (не говоря уже о неукоснительном соблюдении правил). Если же у кого-либо из читателей имеются по этой части определенные пробелы, их не так уж трудно ликвидировать. Главное – нужно глубоко осознать их нетерпимость.

Как и любой другой вид профессиональной этики, водительская имеет под собой общую этическую основу. Ее составляет, в частности, «золотое правило» нравственности, которое гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы, поступали с тобой».

Когда нужно отказаться от своего преимущественного права. Существует мнение, что водительская этика предписывает водителям-мужчинам уступать преимущественное право проезда, если за рулем приближающейся машины женщина. Во всяком случае по свидетельству очевидца в Париже, например, воспитанные мужчины всегда поступают таким образом. Никто ничего не имеет против галантности. Но в обстановке напряженного уличного движения нарушение установленных приоритетов вряд ли целесообразно. Ведь оно может вызвать дезориентацию и рассогласованность в действиях других водителей. Другое дело, когда отказ от преимущественного права на проезд диктуется интересами безопасности участников движения. А такие ситуации не столь уж редки. Можно сослаться на пример из другого газетного репортажа.

молодой водитель

Под вечер приморозило и дорога покрылась гололедицей. Уменьшив скорость до 30 км, водитель «Урала» напряженно всматривался в перспективу дороги, растворяющуюся в сумерках. Трудно сказать, почему шофер идущего во встречной колонне грузовика вдруг принял решение пойти на обгон и совершенно неожиданно выехал на полосу встречного движения. Скорее всего – он не заметил «Урал», хотя тот ехал с зажженными подфарниками. А когда заметил и решил вновь влиться в колонну, место за ним уже сомкнулось и никто из водителей не притормозил, чтобы создать необходимый интервал. Лобового столкновения удалось избежать только потому, что водитель «Урала» резко повернул руль вправо. Однако в результате этого машину начало заносить. Продолжая поворачивать баранку в сторону заноса, водитель «Урала» сумел удержать машину на дороге, но затем сразу же начался занос в противоположную сторону. Благодаря сравнительно невысокой скорости водитель «Урала», вероятно, сумел бы справиться и с этим заносом, если бы не возникло новое осложнение – с пересекаемого направления к перекрестку приближался КамАЗ. Его водитель не мог не заметить странных маневров «Урала», не мог не понять, что происходит и как ему следует в этих условиях поступить (притормозить и тем самым дать водителю «Урала» возможность справиться с вышедшим из-под контроля автомобилем). Но шофер КамАЗа этого не сделал. Водитель «Урала», чтобы избежать столкновения вновь вынужден был круто повернуть руль вправо, в результате чего грузовик перевернулся, а шофер получил травму.

Почему же водитель КамАЗа не притормозил? Он, видите ли, ехал по главной дороге, т. е. пользовался преимущественным правом, предоставленным Правилами. Ну, а где же человечность, водительская солидарность? Впрочем, если вдуматься, то поведение водителя КамАЗа означает не только пренебрежение профессиональной этикой, но и грубое нарушение Правил. Ведь в Правилах со всей необходимой четкостью сказано, что водитель должен вести транспортное средство с учетом дорожных и метеорологических условий.

Водительская этика содержит и другие требования, которые также не всегда выполняются. Казалось бы, так ли уж трудно, двигаясь по загородной дороге, первым предупредительно переключаться на ближний свет и тем самым избавлять от ослепления не только водителей встречных автомобилей, но и пешеходов, идущих вдоль обочин? Или, выехав на полосу встречного движения для поворота налево, сделать несколько коротких нажатий на педаль тормоза и тем самым более точно сообщить находящимся поблизости водителям о своем намерении? Большинство водителей именно так и поступает. Большинство, но, к сожалению, не все.

Целесообразно рассмотреть ситуацию, когда водители препятствуют своему коллеге вернуться в ряд, из которого он опрометчиво выехал на полосу встречного движения. Как было установлено в специальном исследовании французских психологов, мотивы такого отношения могут быть различными, но ни один из них не является гуманным. Чаще всего здесь проявляется стремление наказать смельчака, вознаградить себя за собственную робость, допускаемую при решении вопроса об обгоне. Вероятно те, кто ожидают, пока водитель встречного автомобиля первым переключится на ближний свет, руководствуются в таких ситуациях своим пониманием личного достоинства. Но по мнению психологов, такое понимание в корне ошибочно. Дело обстоит как раз наоборот: один из главных источников самоуважения – это сознание честно выполненного нравственного долга, уважение к другим людям.

Сталкиваясь с чужой бедой. В Правилах речь идет о водителях, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Очевидно подразумеваются водители, непосредственно вовлеченные в аварию, Ну, а если кто-то к таковым не принадлежит и оказался в роли простого свидетеля дорожно-транспортного происшествия? Можно ли сказать, что в таком случае он во всех отношениях «не причастен»? С юридической точки зрения это действительно так. Но не с этической. В этическом плане человек не может быть не причастен к чужой беде, тем более к беде, непосредственным свидетелем которой он являлся. И многие водители, судя по результатам проведенного нами анкетирования, обычно откликаются на призывы о помощи: делятся бензином, осуществляют буксировку, одалживают запасное колесо и т. п. Иногда, увидев у обочины автомобиль, возле которого возится водитель, сами предупредительно останавливаются, чтобы предложить свои услуги. И делают это не только днем, но и ночью.

Но нередки случаи, когда водитель не проявляет готовности помочь своему коллеге, оказавшемуся в роли просителя на дороге. Сами водители (из числа опрошенных) объясняют это по-разному. Некоторые указывают на нехватку времени. Большинство считает этот довод несостоятельным, квалифицируя его как фактический отказ, как проявление эгоизма, «душевную лень». При этом некоторые высказывают предположение, что водитель, которому пришлось воспользоваться помощью коллеги, не сможет отказать в том же другому водителю. И наоборот, тот, кто оказавшись однажды на дороге в трудном положении, не встретил сочувствия у проезжавших мимо водителей, впоследствии также не проявит отзывчивости.

Наглядный пример оживляет сознание общественного долга, вызывает сопереживание, сочувствие, и это часто приводит к тому, что верх берет импульс оказания помощи. Чем больше будет на дорогах примеров активной доброты и сочувствия, тем чаще будут проявляться эти качества в будущем. Ибо добро (как и зло) обладает способностью само себя воспроизводить.


Читайте также:
Утомление и монотонность, приемы профилактики
Дорожный гипноз вводит водителя в состояние сна
Преодоление состояния тревожности



+7 (383) 2-135-143

ул. Жуковского, дом 102

ост. Зоопарк

avto-prokat@list.ru


Авто в прокате:


Honda Fit

Цена: 1300 руб./сутки


Nissan Sanny

Цена: 1300 руб./сутки


Mitsubishi Lancer

Цена: 1400 руб./сутки


Toyota HiAce Regius

Цена: 2800 руб./сутки