Прокат и аренда легковых автомобилей Новосибирск



На главную

Как стать
надежным
водителем:


Содержание
Качества надежного водителя
Какие ДТП случаются на дорогах
Эмоциональное состояние водителей
Факторы, ведущие к ДТП
Технические факторы ДТП
Психологические источники ошибок
Водительская этика помогает быть терпимее
Утомление и монотонность, приемы профилактики
Дорожный гипноз вводит водителя в состояние сна
Преодоление состояния тревожности
Спиртные напитки и медикаменты запрячем подальше
Состояние алкогольного опьянения – не друг водителю
Биологические ритмы бодрствования и сна
Критические дни водителя
Факторы, влияющие на внимание водителя
Комплекс д'Артаньяна или просто бесшабашность
Плотность контроля ГИБДД
Выбор оптимальной скорости движения автомобиля
Соблюдается ли безопасная дистанция движения
Наезды на пешехода не останутся незамеченными
Внимание! Дети на улице!
Аварийная ситуация глазами психолога
Водитель должен демонстрировать адекватное поведение
Психологический профессиональный отбор водителей
Ремонт сельскохозяйственной техники
Методы упрочения деталей

Технические факторы ДТП


Многогранная ответственность водителя. Вряд ли найдется книга по безопасности дорожного движения, в которой не приводились бы данные о том, что 85–90 % всех ДТП возникают по вине водителей. Остальные 10–15 % приходятся якобы на несовершенство технического фактора. Это мнение можно считать неоспоримым при одном непременном условии – если принимать в расчет лишь те аварии, которые возникли в результате ошибки, допущенной водителем в какой-то момент, непосредственно предшествовавший этому событию, или же в процессе его развития. А если взглянуть на эту проблему с более широких позиций?

тупой водитель

Если взять, например, такое утверждение: «По статистике, из-за неудовлетворительного состояния дороги случаются около 10 % происшествий». По смыслу этой фразы получается, что во всех ДТП, составивших эти 10 % , водители не совершили никаких ошибочных действий и не несут за эти аварии никакой ответственности. По-видимому, автор имел в виду, что в 10 % всех ДТП плохое состояние дороги в той или иной мере способствовало возникновению аварии тем, что в значительной степени затруднило действия водителя, предъявило к его психике и водительским качествам повышенные требования, справиться с которыми он оказался не в состоянии. То ли не снизил скорость в нужный момент, то ли не сумел осуществить точный обгон, то ли допустил какую-то другую ошибку. Во всяком случае, ясно одно, что само по себе плохое состояние дороги не может явиться причиной ДТП.

Другим компонентом технического фактора является сам автомобиль. Если во время езды по загородному шоссе лопнула передняя шина, автомобиль съехал с дороги и опрокинулся в кювет, то кто несет за это ответственность? Изготовитель шины? Те, по чьей вине водитель не имел возможность приобрести новую, неизношенную шину? Разумеется, и эти люди тоже. Но непосредственная вина лежит все же на водителе. Во-первых, если вероятность взрыва шины очевидна, он вообще не должен был отправляться в путь, не заменив ее более надежной. Во-вторых, если воздержаться от данного рейса было невозможно, нужно было таким образом регулировать скорость движения, чтобы вероятность такого случая была сведена к минимуму, а его последствия преодолимы. И, в-третьих, если такая неожиданность произошла, причем при значительной скорости, водитель должен быть в состоянии соответствующими действиями предотвратить съезд автомобиля с дорожного полотна или его столкновение со встречной машиной.

Вышло из строя рулевое управление, лопнула шина, отказали тормоза или освещение – все эти и им подобные неожиданности часто являются результатом отсутствия у водителя должной бдительности, халатного отношения к контролю за состоянием автомобиля.

Все это необходимо осознавать и тогда, когда вы принимаете решение быть или не быть водителем, и тогда, когда в очередной раз опускаетесь на водительское сидение.

Было бы ошибкой утверждать, что надежный водитель может на все 100 % застраховать себя от какого бы то ни было ДТП. Теоретически это просто невозможно. Всегда можно представить себе аварию, которую не мог бы избежать ни один автомобильный ас. Но такие аварии настолько редки, что практически при решении вопроса о том быть или не быть водителем они могут в расчет не приниматься.

На путях технических усовершенствований. Сказанное выше не свидетельствует о том, что совершенствование технического фактора в дорожном движении является лишним ввиду его бесполезности. Это очень важное направление борьбы за снижение аварийности на транспорте. Такие технические усовершенствования, как оснащение автомобилей антиблокировочными тормозными системами (АБС), которые регулируют тормозные силы и значительно уменьшают вероятность заноса; нанесение на дорожное полотно краевых линий, освобождающих водителя в ночное время от угрозы оказаться в кювете; сокращение числа улиц, где разрешены паркование и остановка автомобилей; улучшение освещенности улиц и в особенности дорожных знаков, а также другие меры значительно упрощают управление автомобилем, облегчают труд водителя (в первую очередь в отношении психических компонентов его деятельности), снижают вероятность совершения им ошибочных действий.

И все же следует осознавать, что какие впечатляющие успехи ни были бы достигнуты на путях усовершенствования технического фактора дорожного движения, решить проблему безопасности сами по себе они не могут. Это подтверждает опыт таких ведущих «автомобильных» держав мира, как США, Германия, Англия, Франция, Япония и Италия. Названные страны по праву гордятся своими первоклассными автострадами, но они не спасают их от огромного числа автомобильных катастроф. Да это и понятно, если за рулем окажется какой-нибудь лихач или просто пьяный водитель, никакая ультрасовременная автострада не убережет от аварии. Скорее даже наоборот. На такой автостраде и скорость не замечается, и вообще какое бы то ни было происшествие кажется невозможным, вследствие чего водитель теряет бдительность и осторожность. А ведь на самом деле для того, чтобы произошло непоправимое, отнюдь не всегда требуется стечения многих роковых обстоятельств, достаточно, скажем, не снизить в должной мере скорость на крутом повороте. А так называемый дорожный гипноз, засыпание за рулем. Ведь эти психофизиологические состояния также являются порождением ультрасовременных дорог и автомобилей. Так что, снижая вероятность ДТП в одних отношениях, технические усовершенствования вместе с тем нередко повышают эту вероятность, создавая новые психологические проблемы, подобные только что указанным. Словом, безопасность движения всегда зависела, зависит и будет зависеть от водителя, в первую очередь от его психологической подготовленности.

Много обещающий резерв. Теперь, когда важное значение психологической подготовленности водителя в обеспечении безопасности дорожного движения, вероятно, уже не вызывает у читателя каких-либо сомнений, естественно встает вопрос о способах достижения такой подготовленности. Нужно прямо сказать: пока в этом отношении делается гораздо меньше, чем в деле совершенствования технического фактора. Почему? На то есть по крайней мере две причины.

Одна из них заключается в том, что при всей своей многогранности и сложности технический фактор дорожного движения все же является более простым, а значит и лучше изученным, нежели фактор человеческий. Кроме того, хотя совершенствование дорог и автомобилей требует весьма значительных материальных затрат (чего нельзя сказать о расходах, связанных с совершенствованием человеческого фактора), тем не менее здесь, как правило, не возникают сомнения относительно результативности. По крайней мере, все проделанные усовершенствования могут наглядно восприниматься. Что же касается совершенствования человеческого фактора, то проделанная в этом направлении работа фиксируется только на бумаге и для оценки ее результативности требуются специальные исследования.

Вот и получается, что, посещая соответствующие курсы, будущий водитель детально изучает устройство автомобиля, правила дорожного движения, но очень мало узнает об устройстве и закономерностях работы того «механизма», который играет, собственно, решающую роль в вождении – человеческой психики. И уж совсем ничего ему не сообщается по поводу индивидуальных особенностей его психического склада: способностей, темперамента, характера, адекватности его самооценки. Да и Правила дорожного движения по-настоящему глубоко можно усвоить (в этом вы убедитесь, прочитав следующую главу) только на основе специального психологического анализа.

Каким же образом может быть устранен этот опасный парадокс в содержании водительской подготовки? Надо полагать, уже в ближайшие годы будут предприняты серьезные попытки обогатить программу водительских курсов разделами, направленными на повышение уровня психологической подготовки к управлению автомобилем. А пока... Пока же Мы предлагаем вам заниматься самообразованием (в том числе и с помощью этой книги).

Насколько эффективным является такой путь? Судите сами: по данным некоторых зарубежных исследований, обыкновенная беседа, проведенная с водителями специалистом по безопасности дорожного движения, заметно повышает качество управления автомобилем. Еще больший эффект в этом отношении дают индивидуальные беседы, в процессе которых водитель рассказывает о трудностях, с которыми сталкивается, после чего получает ряд практических советов и рекомендаций. Авторы надеются, что настоящая книга явится Для читателей столь же полезным собеседником. Итак, назначение этой книги состоит в том, чтобы помочь читателю: во-первых, пополнить и уточнить свои знания о надежном вождении автомобиля, о физиологических и психологических факторах, его обеспечивающих, об их развитии и совершенствовании; во-вторых, опираясь на эти знания, лучше оценить свои водительские качества и возможности; в-третьих, исходя из этой оценки, принять решение о том, быть или не быть водителем; сможете стать надежным, безаварийным водителем – связывайте свою жизнь с этой деятельностью, не сможете – лучше от нее отказаться заранее, до того, как в вашей жизни произойдет какое-либо роковое событие; в-четвертых, при положительном решении этого главного вопроса осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование своих водительских качеств, в первую очередь тех, которые непосредственно зависят от психических свойств личности.


Читайте также:
Приоритеты безопасного движения
Нам нужны регулируемые перекрестки
Перекрестки равнозначных и неравнозначных дорог



+7 (383) 2-135-143

ул. Жуковского, дом 102

ост. Зоопарк

avto-prokat@list.ru


Авто в прокате:


Honda Fit

Цена: 1300 руб./сутки


Nissan Sanny

Цена: 1300 руб./сутки


Mitsubishi Lancer

Цена: 1400 руб./сутки


Toyota HiAce Regius

Цена: 2800 руб./сутки