Эстетика – вопрос сложный и безусловно является делом вкуса. В то же время существует одно правило, которое определяет эстетичность кузова. Его в общем виде можно сформулировать так: чем больше какая-либо вещь отвечает предъявляемым к ней эксплуатационным требованиям, тем лучше ее зрительное восприятие. Никому, глядя на современную обтекаемую форму самолета, не придет в голову украшать его молдингами или накладными эмблемами. Сама по себе форма и соответствие ее главному эксплуатационному качеству – скорости – говорят настолько много, что она не нуждается в дополнительном подчеркивании. Дизайнеры считают, что если наружная поверхность кузова автомобиля имеет большое число различных декоративных украшений, без какого-либо другого целевого назначения, то при помощи этого конструктор пытается скрыть общее неудачное решение по соотношению элементов кузова и их конфигурации.
В то же время нельзя не отметить, что при создании городского автомобиля очень трудно выдержать привычные пропорции между основными размерами кузова. Прежде всего это относится к соотношению между высотой и длиной автомобиля. Снижение высоты автомобиля ограничено антропометрическими размерами водителя, ограничение длины имеет резервы и в первую очередь за счет перехода на двухместные конструкции с багажником только для ручной клади. В результате автомобиль кажется непривычно коротким и не внушающим доверия. Снижение высоты автомобиля ограничивается также удобством посадки – при посадке в очень низкий автомобиль приходится сильно нагибаться и чуть ли не вдвое «складываться». Конструкторы-любители проемы дверей размещали на крыше автомобиля, чтобы облегчить посадку. Однако следует напомнить, что в результате осложняется уплотнение стыка дверей, приходящегося на крышу автомобиля.
Другим сложным вопросом выбора рациональных форм является нахождение оптимального соотношения размеров колес и кузова автомобиля. Как указывалось, размер колес для городского автомобиля может быть существенно уменьшен для улучшения работы подвески. Однако сочетание такой высоты автомобиля с небольшого размера колесами требует другого решения оформления колесных ниш, чем у обычных дорожных автомобилей.
Читайте также:
Градомобиль – городской автомобиль
Муравей на дороге
Автомобиль Вахтанга
Совершенствуем городской автомобиль
Силовые агрегаты
Подвеска, колеса, трансмиссия